Диагностика и лечение заболеваний головного мозга

Заболевания головного мозга

Головной мозг – главный орган центральной нервной системы. Он состоит из более, чем 35 миллиардов клеток. Выделяют 5 отделов мозга, которые взаимодействуют друг с другом с помощью нейронных связей:

• Продолговатый. Отвечает за защитные рефлексы (чихание, кашель, рвота), пищевые (сосание, выделение слюны, глотание) и сердечно-сосудистые (регуляция работы сердца и кровеносных сосудов, а также дыхания и слуха).

• Задний отдел. На его «совести» - мимика, жевательные рефлексы, равновесие и работа мышц.

• Средний отвечает за тонус мышц и пигментацию кожи.

• Промежуточный регулирует обмен веществ, сердечно-сосудистую деятельность и сон.

• Конечный (большой) – это высший центр психической деятельности. Отвечает за обоняние, слух, зрение, движение.

Факты о мозге

• Средняя масса головного мозга составляет 1300-1400 граммов. То есть, имея массу не более 2% от всего тела, он потребляет четверть всей энергии.

• Мозг на 60% состоит из жира.

• Не имеет болевых рецепторов. Поэтому, когда нейрорхирурги проводят операции, они вводят обезболивающее только в кожу головы

• От больших доз алкоголя мозг теряет способность создавать воспоминания. Поэтому, когда в человеке большая доза спиртного, он не запоминает происходящие события.

• Мозгу зачастую без разницы, делаете вы что-то на самом деле или в красках представляете это. Если вы нарисуете в воображении опасную и экстремальную ситуацию, то ваш пульс сразу повысится. Эта особенность нашей психики давно известна спортсменам. Многие из них перед соревнованиями занимаются визуализацией: они представляют себе всевозможные ситуации, которые могут с ними произойти во время турниров. Результаты исследований доказали, что такой метод улучшает результаты спортсменов, поскольку подготавливает их мышцы и тело.

• Существует феномен, известный как фантомные боли. Например, когда человеку ампутируют ногу, то он все равно испытывает в ней боль. Это происходит потому, что в мозге остались нервные окончания, которые отвечают за восприятие боли в этой ноге.

Симптомы заболеваний головного мозга

Причины заболеваний головного мозга

К самым распространенным заболеваниям головного мозга относятся атеросклероз, инсульт, опухоль, аневризма сосудов, болезнь Альцгеймера. По статистике, до 85% людей имеют предрасположенность к развитию заболеваний, связанных с кровоснабжением мозга. Такие данные являются следствием нездорового образа жизни современного человека. Опасность заболеваний головного мозга – в их бессимптомности. То есть, долгое время они никак не дают о себе знать.

К общим симптомам болезней головного мозга относятся:

• Частая головная боль, которая не проходит даже после приема лекарственных средств.

• Ухудшение памяти.

• Постоянная усталость.

• Обмороки.

• Судороги.

• Лихорадка. Температура тела может доходить до 40 градусов.

• Похудение, доходящее до истощенности.

Специфические симптомы атеросклероза:

• Шум в ушах. Он возникает, когда холестериновая бляшка перекрыла кровоток в артерии на 60%.

• Снижение эрекции. Если у мужчины моложе 50 лет есть снижение эрекции, то у такого пациента риск умереть от инфаркта миокарда во много раз выше, чем у такого же человека с нормальной эректильной функцией.

• Холод в конечностях. Сосуды становятся более жесткими и по ним хуже течет кровь.

Специфические симптомы инсульта:

• Онемение лица, конечностей.

• Двоение в глазах.

• Трудность в передвижении.

Каждая третья смерть в России связана с этой патологией.

Инсульт бывает:

• Ишемический. Связан с закупоркой артерий, прекращением хода кровотока к мозгу и некроза его ткани. Причиной появления является закупорка сосудов, ведущих к мозгу в связи с атеросклеротической бляшкой. Вторая причина – это возникновение в сердце тромба, когда оно неправильно работает (например, во время аритмии). Как следствие, тромб «бежит» в мозговые сосуды, вызывая тромбоз.

• Неврологический. Связан с кровоизлиянием и образованием гематомы внутри черепа. Возникает из-за повышенного артериального давления, когда на его пике разрывается маленький сосуд внутри мозга, и появляется гематома.

Существуют признаки инсульта, вовремя распознав которые можно спасти жизнь. Для легкого запоминания их можно сложить в слово «УДАР»:

• Улыбка. Если человек не может улыбнуться, и у него опущен один из уголков рта.

• Движение. Человек не может двигать сразу двумя руками или ногами.

• Артикуляция. Человек не может что-то внятно сказать, даже своё имя.

• Решение. Чтобы спасти человека, следует отвезти его в больницу и провести необходимые обследования в течении 1-2 часов.

Специфические симптомы болезни Альцгеймера:

• Избегание контакта с людьми.

• Потерянность в пространстве.

• Снижение эмоциональности и интереса к жизни.

• Галлюцинации.

Болезнь Альцгеймера – это форма слабоумия, которая возникает у пожилых людей. Чаще всего обнаруживается у пациентов, перешедших порог в 65 лет. На данный момент является неизлечимым.

Специфические симптомы опухоли головного мозга:

• Головная боль не проходит в течении двух недель-месяца.

• Головная боль сопровождается рвотой, нарушением слуха, координации.

• Двигательные персеверации (невозможность перестать выполнять действие).

• Прогрессирует невнимательность, забывчивость.

Опухоли мозга делятся на доброкачественную, злокачественную и метастазы. В случае с доброкачественной заболевание развивается постепенно, медленно и мягко на протяжении нескольких лет.

Виды опухолей головного мозга:

1. Внутримозговые. Наиболее частой и агрессивной формой является глиобластома. Победить её практически невозможно. Опухоль прорастает сквозь здоровые ткани и не поддается локализации.

2. Внемозговые. Растут на основании или на поверхности черепа.

3. Метастазы – это вторичные опухоли головного мозга. Клетки основного рака проникают по току крови в головной мозг и вызывают рост метастазы.

Факторы риска

Заболевания головного мозга могут спровоцировать разные причины, связанные с образом жизни, а также с уже имеющимися проблемами со здоровьем.

• Курение. Никотин и другие вещества, содержащиеся в табачном дыме, с большой скоростью провоцируют атеросклероз, аневризму сосудов.

• Низкая физическая активность. Физическая культура улучшает пластичность мозга — его способность создавать новые связи и преобразовывать самого себя. Соответственно, если человек не выполняет даже минимальных нагрузок, его мозг не создает новые нейронные связи и быстрее разрушает старые.

• Мужской пол. По данным исследований, именно мужчины чаще страдают заболеваниями мозга, так как ведут более нездоровый образ жизни.

• Повышенное давление. В результате скачков артериального давления может произойти выпячивание стенки сосуда в слабом месте.

• Неправильное питание и ожирение. Если талия женщины превышает 88 см, а мужчины – 102, необходимо отрегулировать свой рацион. При ожирении развивается нечувствительность к инсулину (клетки утрачивают восприимчивость к гормону, а поджелудочная железа вырабатывает его больше нормы).

• Алкоголь. Спирт, который содержится в алкогольных напитках, всасывается в кровь, попадает в мозг и разрушает его кору.

• Повышенный холестерин. Поражает сосуды, образуя холестериновые бляшки на их стенках, мешающие нормальному кровотоку.

• Стрессы. Недавние исследования показали, что стресс затрудняет работу мозга из-за выработки кортизола (гормона стресса).

• Возраст. Многие болезни начинают молодеть и проявляться в более раннем возрасте, чем десятки лет назад. Например, холестериновые бляшки начинают образовываться в сосудах головного мозга к 35 годам, что может привести к атеросклерозу.

• Генетика. Если у ваших близких родственников до 50 лет возникли болезни мозга, то вы находитесь в большой зоне риска.

• Инфекции и воспаления. Они воздействуют на мозговое вещество, нарушая работу иммунной системы и мозга.

Диагностика и лечение заболеваний головного мозга

Диагностика заболеваний головного мозга

Каждое заболевание, безусловно, требует определенной методики лечения. Поэтому, если вы заметили у себя вышеперечисленные симптомы, необходимо записаться на консультацию к врачу-неврологу. Самолечение опасно для жизни.

Диагностика болезней мозга может выглядеть так:

• Общий и клинический анализ крови;

• Анализ мочи;

• МРТ (магнитно-резонансная терапия) с внутривенным контрастированием;

• КТ (компьютерная томография) головного мозга;

• Эхо КТ (УЗИ сердца);

• ЭКГ;

• Ультразвуковая допплерография (инструментальный метод исследования при помощи ультразвука, который позволяет прояснить характер и скорость тока крови в артериях и венах);

• Ангиография сосудов головного мозга (рентген, который позволяет увидеть сосуды головного мозга).

Лечение болезней головного мозга может быть медикаментозным (с помощью препаратов), немедикаментозным (соблюдение пациентом определенных правил) и хирургическим.

Чтобы снизить риск этих заболеваний, следует придерживаться простых, но очень важных правил:

• не менее двух раз в год сдавать анализы;

• вести здоровый образ жизни (физические нагрузки и отказ от спиртного и сигарет);

• соблюдать диету (кушать здоровую, нежирную пищу);

• избегать стресса;

• следить за своим состоянием и не игнорировать плохое самочувствие.

В клинике Expert Clinics вы сможете качественно и оперативно диагностировать состояние вашего здоровья, а также получить пошаговую инструкцию лечения.

Благодаря тесному сотрудничеству с врачами и профессорами ведущих клиник Европы, США и Азии мы определяем современные возможности лечения, чтобы в итоге выбрать оптимальный вариант.

Наши высококвалифицированные врачи постоянно совершенствуются в профессии, в том числе, и за рубежом. Они подойдут к вашей проблеме сугубо индивидуально и комплексно. С Expert Clinics вы найдете эффективное решение в кратчайшие сроки.