Содержание

По статистике, до 30-50 % женщин, страдающих эндометриозом, испытывают трудности с зачатием. Это делает данный диагноз одной из главных проблем современной гинекологии.

К сожалению, большинство женщин узнают о заболевании только при многократных попытках забеременеть. И тогда к сниженным фертильным резервам добавляется стресс, депрессия, отчаяние. Чтобы этого не произошло важно вовремя диагностировать заболевание, и тогда шансы забеременеть повышаются в несколько раз.

Эндометриоз - это распространенное гинекологическое заболевание, при котором клетки внутреннего слоя матки разрастаются за ее пределами. Разросшиеся самостоятельные клетки кровоточат во время менструации, вызывая у женщины воспаление в окружающих тканях, дискомфорт, сильные болевые ощущения, вплоть до потери работоспособности на несколько дней.

Что мешает наступлению беременности? Выделим основные факторы:

• При эндометриозе нарушается имплантация оплодотворенной яйцеклетки за счет выраженного спаечного процесса и тонкого слоя эндометрия.

• Эндометриоз - трудно диагностируемое заболевание, которое часто протекает бессимптомно. Очень часто на жалобы женщин на нестерпимые боли врачи отвечают, что виновата генетика, а ультразвуковое исследование дает ложноотрицательный результат. Поэтому с момента появление первых симптомов до постановки диагноза в среднем проходит 7 лет. Это огромный срок, за который заболевание может повредить большое количество тканей.

• Эндометриоз часто сопровождается ановуляцией (неспособность яичников выделять яйцеклетку во время менструального цикла).

• В некоторых случаях болезнь поражает яичники и маточные трубы. Если у женщины ткань эндометрия находится в маточных трубах, то они мешают яйцеклетке перемещаться.

• Эндометриоз может вызывать в организме женщины цитокиновый шторм. В ответ на это, он выделяет вещества, которые могут повредить или уничтожить яйцеклетку.

В ЦИФРАХ: Согласно статистическим данным FIGO (Международной федерации гинекологии и акушерства):

• Каждая 10 женщина в мире страдает эндометриозом. А это - целых 176 миллионов человек!

• У женщин с бесплодием эндометриоз встречается в 46% случаев;

• У 30-50% пациенток с этим заболеванием возникают трудности с зачатием;

• У 50-60% больных НГЭ (наружным генитальным эндометриозом) отмечают нормогонадотропная недостаточность яичников;

• Каждая 4 женщина с эндометриозом страдает невынашиванием.

Однако есть и хорошие новости: беременность при эндометриозе 1-2 степени возможна и даже желательна!

Для того, чтобы забеременеть с эндометриозом в анамнезе, требуется соблюдение 2 условий:

• Сохранение функциональности половых желез;

• Проходимость фаллопиевых труб (хотя бы одной).

Если же заболевание находится в запущенной стадии, то первым шагом будет хирургическое вмешательство - лапароскопия. Процедура поможет устранить излишки разросшейся эндометриальной ткани, а также удалит последствия заболевания - спайки и эндометриальные кисты. Но следует учитывать, что после хирургического вмешательства овариальный резерв женщины снижается.

Чтобы улучшить перспективы на долгожданный положительный тест, важно:

• Регулярно проходить УЗ-обследование для контроля развития заболевания.

• Мониторить уровень половых гормонов.

• Отрегулировать свой рацион. Вредная, жареная, жирная, сладкая пища способствует образованию AGE-молекул. Накапливаясь в большом количестве, они нарушают обменные процессы, вызывают гипоксию и даже гибель клеток.

• Сбросить лишние килограммы.

• Полностью отказаться от курения и алкоголя.

• Уделять время физической активности. Но в момент овуляции отказаться от нее и от половой жизни, чтобы снизить вероятность разрыва кисты.

• Контролировать уровень стресса.

В 2016 году  были проведены итоги 30-летнего шотландского исследования, охватившего более 14 тыс. участниц.

Выяснилось, что эндометриоз во время беременности увеличивает риск:

• Самопроизвольного выкидыша на ранних сроках (в 1,5 раза);

• Эктопической беременности (в 2,7 раза);

• Преждевременных родов (в 1,3 раза);

• Предлежания плаценты (в 2,2 раза);

• Кровотечения непонятного генеза (в 1,7 раз);

• Послеродового кровотечения (в 1,3 раза).

Однако важно понимать, что далеко не все виды этого заболевания настолько опасны. Главным “злодеем” считается наружный генитальный эндометриоз (НГЭ). По данным лапароскопических исследований, НГЭ в 72,9 % случаев является основной причиной невынашивания, а для 97% женщин характерно прерывание беременности в первом триместре.

Таким образом, запущенный эндометриоз “бьет” сразу в несколько точек:

• Снижает уровень прогестерона, что приводит к формированию неполноценного эндометрия;

• Повышает уровень цитокинов, макрофагов, Т-лимфоцитов;

• Создает системное хроническое воспаление. Это приводит к резорбции плода, воспалительным процессам в маточно-плацентарных сосуда и к формированию placenta percreta (приращение плаценты);

• Ставит под удар благополучие гестационного процесса.

В связи с этим отмечается высокий процент прерывания беременности.

Для беременности характерна так называемая лютеиновая (прогестероновая) фаза. То есть, во время ожидания малыша вырабатывается большое количество прогестерона - гормона, препятствующего отслоению слизистой. Он снижает уровень эстрогена, который является основным продуцирующим гормоном, влекущим за собой рост эндометриоидных образований. Поэтому можно сказать, что беременность благотворно влияет на это заболевание.

Когда начинается лактация (кормление грудью), то выделение пролактина тоже не дает эндометриоидным очагам разрастаться.

Однако  стоит учитывать, что эндометриоидные кисты во время беременности самостоятельно не рассосутся. А после завершения грудного вскармливания симптомы вновь могут начать беспокоить вас.

К сожалению, даже хирургическое лечение запущенного эндометриоза не может гарантировать наступление беременности. Вмешательство такого рода часто снижает овариальный резерв женщины, заставляя задуматься о других возможных вариантах.

Если в течение одного года активной половой жизни без предохранения беременность не наступает, то врач-репродуктолог может посоветовать обратиться к протоколам ЭКО. Суть метода заключается в том, что у пары берут заранее отобранные яйцеклетку и сперматозоид и затем помещают их в специально созданные искусственные условия (инкубатор), где и происходит оплодотворение.

Показаниями для назначения ЭКО при эндометриозе являются:

• Низкая или нулевая фертильность после прохождения длительной медикаментозной терапии в течение нескольких лет;

• Поражение матки эндометриозом 3-4 степени;

• Полная непроходимость маточных труб;

• Возраст женщины от 40 лет с эндометриозом 1-2 степени;

• Экстрагенитальный эндометриоз 4 степени с выраженной симптоматикой.

ЭКО – важный и ответственный шаг в жизни женщины. Это не рядовая процедура, поэтому здесь важна осознанность и понимание текущего состояния здоровья. Репродуктолог дает направление на экстрокорпаральное оплодотворение после того, как будут сданы все анализы и пройдены обследования.

В ЭКО есть как плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести:

• Контроль отбора наиболее жизнеспособных ооцитов для оплодотворения. Это существенно снижает риск развития патологий у плода.

• Снижение влияния проблем репродуктивной системы и сопутствующих ей заболеваний на выработку здоровых яйцеклеток.

Минусы:

• Процедура далеко не всегда бывает успешной с первого раза;

• Риск отторжения яйцеклетки эндометрием сохраняется;

• Высокая стоимость.

Помните, что каждый случай - сугубо индивидуален. И лечебные методы подбираются специалистами, исходя из индивидуальных особенностей пациента.

Беременность может наступить и при эндометриозе. Даже не смотря на то, что эта патология несет для репродуктивной функции и эмоционального состояния женщины немалые риски, есть большая вероятность зачать и выносить здорового малыша, а то и нескольких.

Все будет зависеть от вашего анамнеза и степени тяжести заболевания. А если не получится забеременеть естественным путем, то современная медицина и грамотные специалисты сделают все возможное, чтобы это случилось.

1. Koninckx P. R. et al. An endometriosis classification, designed to be validated.

2. Guideline N. Endometriosis: diagnosis and management

3. Adamson G. D., Pasta D. J. Endometriosis fertility index: the new, validated endometriosis staging system.

УЗИ при беременности

Рождение малыша – это настоящее чудо. Чтобы снизить и полностью исключить риски патологий плода, очень важно в каждом триместре делать скрининговые УЗИ.

Лечение невынашивания беременности

Невынашивание беременности – это ее прерывание на сроке до 37 недель. В 85% случаев выкидыши случаются в первом триместре.

Консультация гинеколога

Опытный гинеколог не только диагностирует у женщины уже имеющиеся проблемы в половой и гормональной сферах, но и поможет установить причины этих нарушений, а также назначит подходящую терапию.

ВАС МОГУТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УСЛУГИ
Как убрать растяжки после родов

Материнство для женщины – это тот особенный период, когда жизнь играет новыми красками. Вместе с малышом появляется дополнительный источник радости и ответственности, гормональный фон понемногу приходит в норму, а тело вновь претерпевает изменения.

Профилактика растяжек во время беременности

Беременность – это незабываемый и ни с чем не сравнимый период. Внутри женщины зарождается и развивается новая жизнь. Процесс вынашивания ребенка несет за собой ряд естественных изменений. Одними из них являются растяжки.

Предотвратить их появление во время беременности гораздо проще, чем избавиться от них после.

Можно ли применять Ботокс во время беременности?

Беременность – это тот период, когда будущей маме нужно быть крайне осторожной со своими привычками и тщательно следить за образом жизни. Но как быть с естественным женским желанием оставаться красивой и ухоженной? Особенно если речь идет об эстетической медицине и инъекциях ботокса?