Перхоть: причины и лечение

18.11.2021
Обновлено: 15.02.2024
Елена Алексеевна Щедрина
Врач-эндокринолог, врач антивозрастной медицины.
Перхоть: причины и лечение
Содержание

Перхоть не только доставляет эстетический и физический дискомфорт, но и ограничивает человека в его социальной жизни. С ней теряется внешняя презентабельность, из-за  чего лишних встреч хочется избегать.

К счастью, проблема белых хлопьев в волосах быстро решается. И, конечно, имеет свои нюансы, о которых мы и расскажем.

Перхоть (лат. pityriasis - отруби) – это синдром, который характеризуется высокой скоростью отслаивания мелких чешуйчатых частиц на коже головы. Происходит это вследствие воспалительного процесса - себорейного дерматита, в основе которого лежит ускоренный рост кератиноцитов во время обновления клеток кожи.

В норме эпителий обновляется каждый месяц, но по разным причинам этот процесс может ускоряться в 2 раза и длиться 13-15 дней. В связи с этим голова человека покрывается белыми хлопьями, выглядит неопрятно и неэстетично.

К характерным симптомам перхоти относится не только обильное отслаивание слипшихся друг с другом чешуек, но и:

• зуд;

• дискомфорт;

• ощущение стянутости кожи;

• сухость, ломкость волос;

• секущиеся кончики;

При игнорировании симптомов и мер по устранению перхоти, повреждаются волосяные луковицы, усугубляется общее состояние кожного покрова.

• Сухая перхоть. При таком типе себореи чешуйки окрашены в белый и серый цвет, легко осыпаются и появляются через 1-2 дня после мытья головы. Волосы становятся ломкими, выпадают, появляется зуд. Чешуйки не прилипают к коже головы, легко осыпаются, поэтому их часто можно заметить на волосах и темной одежде.

• Жирная перхоть. Чешуйки перхоти - плотные, маслянистые, желтоватого цвета, слипаются друг с другом, раздражая кожу головы. Появляются на 3-5 день после мытья и с трудом вычёсываются. Такой тип перхоти характерен для жирной кожи головы, склонной к более активной выработке себума.

Основная причина развития перхоти — это  активизация липофильного дрожжевого грибка Malassezia. Он является частью нормальной микрофлоры, но по ряду причин становится спусковым крючком для различных очагов воспаления, в том числе, и перхоти.

Спровоцировать появление перхоти могут следующие факторы:

• Заболевания ЖКТ, эндокринной системы, нарушение обменных процессов в организме;

• Гормональные колебания;

• Ежедневная термоукладка (горячий фен, утюжки, щипцы для завивки);

• Окрашивание волос. Перхоть может появиться на 3-4 день после окрашивания, сопровождаясь зудом и покраснением;

• Регулярное использование агрессивного шампуня;

• Стресс и психоэмоциональное напряжение;

• Хронический дефицит сна;

• Генетическая предрасположенность;

• Недостаточное получение питательных компонентов - витаминов и минералов;

• Несбалансированное питание;

• Климатические условия (например, сухой воздух зимой из-за центрального отопления).

Исключив вышеперечисленные причины, можно значительно снизить возможность развития кожных нарушений.

Результаты исследования, в котором приняли участие более 20 тыс.человек в возрасте от 15 до 75 лет показали, что вероятность возникновения перхоти наиболее высока в возрасте от 15 до 34 лет. После 45-летнего рубежа частота ее появления снижается.

При появлении перхоти лучше не терять времени и сразу обратиться за квалифицированной помощью к специалисту. На консультации врач-трихолог внимательно изучит ваши жалобы, выявит провоцирующие факторы, затем перейдет к осмотру с помощью медицинского инструмента  - дерматоскопа.

После постановки предварительного диагноза врач даст пациенту направление на дополнительные обследования. Например, такие:

• Биохимический анализ крови, общий анализ крови, общий анализ мочи;

• Трихоскопия. Это один из видов компьютерной диагностики, помогающий оценить состояние волос и кожи головы, выявить возможный механизм выпадения;

• УЗИ-диагностика (щитовидной железы, брюшной области);

• Консультация эндокринолога / гастроэнтеролога и других специалистов.

Лечение перхоти подбирается индивидуально на основе полученных результатов исследования. Конечно, вы можете самостоятельно подобрать домашний уход в виде шампуня и кондиционера, но тогда проблема будет решена лишь на время, так как воздействие будет поверхностным.

К устранению себореи важно подходить комплексно, поэтому в процессе лечения используются медикаментозные, физиотерапевтические, косметологические методы.

Основными шагами на пути к оздоровлению кожи головы являются:

1. Лечение заболеваний, вызвавших появление себореи;

2. Использование противогрибковых / кератолитических/ антисептических / себкорректирующих средств в виде мазей, гелей, кремов;

3. Подбор шампуня и других косметических средств по уходу за кожей.

Они должны иметь клинически испытанную формулу и содержать в составе пиритион цинка (препятствует размножению бактерий), салициловую кислоту (убивает грибки, подсушивает кожу), масло чайного дерева (обладает антибактериальным эффектом), дёготь (тормозит скорость деления клеток).

Важно: чтобы избежать привыкания, противогрибковые шампуни рекомендуется использовать не чаще 2-3 раз в неделю.

Для устранения перхоти и нормализации работы сальных желёз активно используются такие физиотерапевтические методы, как:

• Криомассаж. В процедуре используется жидкий азот, который, в свою очередь, провоцирует резкое сужение, а затем расширение капилляров. За счёт такого обильного притока артериальной крови   активизируется внутриклеточный обмен, погибают бактерии и нормализуется работа сальных желёз.

• Дарсонвализация. Это воздействие на кожу переменным импульсным высокочастотным током. Помогает добиться результатов уменьшения воспалительного процесса, ускоряет регенерацию кожи, оптимизирует тканевое дыхание.

• Озонотерапия. Процедура биовоздействия озоном на волосистую часть головы позволяет насытить волосы и кожный покров кислородом, нормализовать регенеративные процессы клеток, укрепить защитные слои эпидермиса.

• Мезотерапия. Инъекционная методика введения под кожу полезных элементов (витаминов, ферментов, жирных кислот, гиалуроновой кислоты, цинка, магния) способствует оздоровлению функционирования волосяных луковиц, нормализует себорегуляцию, останавливает выпадение.

Чтобы предотвратить подобные неприятности с волосами, советуем прислушаться к рекомендациям специалиста:

• Питайтесь правильно и сбалансировано. Рацион должен включать свежие овощи, фрукты, пищу, богатую Омега-3, витаминами группы В (сёмга, картофель, бананы), Е (миндаль, рапсовое масло), А (яйца, печень). А вот от жирных, блюд, быстрых углеводов, фаст-фуда, сладких и алкогольных напитков придётся отказаться. Это важный пункт, так как сахар и жир провоцируют интенсивное размножение грибковых инфекций.

• Сократите применение фена и количество средств для укладки.

• Контролируйте свою нервозность и научитесь справляться со стрессом. В этом вам могут помочь психологи, медитации, дыхательные практики.

• Не используйте для мытья волос горячую воду.

• Делайте массаж кожи головы каждый день - на коже головы с хорошим кровообращением будет меньше перхоти.

• Используйте для расчесывания мягкую щетку для волос, например, деревянную, а не металлическую.

• С разрешения врача принимайте поливитаминные комплексы для укрепления защитных сил организма.

Народные средства в борьбе против перхоти важно использовать с умом и осторожно, чтобы лишний раз не травмировать кожу головы. Никогда не используйте уксус, соду, лимонную кислоту, так как они могут еще больше нанести ущерб дерме.

Чтобы поддержать метаболизм и укрепить волосы, можно приготовить ополаскиватель из ромашки. Для этого нужно приобрести в аптеке сбор ромашки, заварить 3 пакетика сбора 0,5 литра воды и дать настояться 30 минут. Этот отвар можете использовать после применения шампуня. Если волосы и кожа голова после первого применения отреагируют на ополаскиватель отрицательно, то следует прекратить домашние эксперименты.

• Гаджигороева А. Г. Топическое лечение себорейного дерматита //Consillium medicum. Дерматология. – 2010. – №. 2. – С. 24-28.

• Шарова А. А., Барунова Н. Г. Лечение себореи и перхоти //Вестник эстетической медицины. – 2010. – Т. 9. – №. 3. – С. 81-87.

• Халдина М. В. Комбинированный терапевтический подход к лечению перхоти //Трихология. – 2018. – №. 3-4. – С. 70-77.

• ГАДЖИГОРОЕВА А. Г. Рациональная фармакотерапия перхоти и себорейного дерматита //Эффективная фармакотерапия. – 2011. – №. 10. – С. 22-26.

• Гаджигороева А. Г. Перхоть и себорейный дерматит //Дерматология. Приложение к журналу Consilium Medicum. – 2007. – №. 1. – С. 9-13.

Антиэйджинг – борьба со старением

Самая эффективная комплексная программа по профилактике возрастных изменений и продлению жизни.

Мезотерапия для волос

Эта относительно новая методика уже успела полюбиться и врачам, и пациентам благодаря ее низкой травматичности и хорошим результатам.

Плазмотерапия для волос

Плазмотерапия для волос, или PRP-терапия - один из инновационных методов, позволяющий естественным образом восстановить волосяной покров и улучшить его качество.

ВАС МОГУТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УСЛУГИ
Как отрастить длинные волосы

Длинные и ухоженные волосы остаются символом красоты женщины в любом возрасте. Все мы помним поговорку «Расти коса до пояса, да не вырони ни волоса». Однако следовать за этим высказыванием с каждым годом становится сложнее. Стресс, агрессивные факторы окружающей среды, неправильное питание – всё это отбирает у волос силы и затрудняет их рост. Мы поделимся секретами, как взбодрить волосяные луковицы и настроить их на качественный рост.

Как бороться с жирностью кожи головы

Знакома ли вам ситуация, когда вы утром помыли голову, а через пару часов (либо к вечеру) пряди выглядят сальными и неопрятными? Если да, то вы обладатель жирного типа кожи. Такая особенность может быть генетически обусловленной, а может возникнуть из-за различных внутренних и внешних факторов.

Сухая себорея: диагностика, симптомы, причины, методы лечения

Сухая себорея (не путать со смешанной и жирной) - это отдельный вид кожного заболевания, которое развивается в результате слабой деятельности сальных желез.