Диагностика и лечение заболеваний кишечника

Врачи называют кишечник вторым мозгом, так как между ними существует прямая связь – они общаются через блуждающий нерв.

Исследователи установили, что 90% сигналов, передающихся через него, поступают от кишечника к мозгу и только 10% - в обратном направлении.

Кишечник человека управляет многими процессами в организме. Например, в нем вырабатывается основное количество серотонина (90%) и дофамина – гормонов, которые определяют наше настроение. Также именно кишечник в ответе за производство мелатонина - «гормона сна».

А главное, уникальное сочетание бактерий, вирусов и грибов формируют кишечную флору. Это, по сути, целый организм, влияющий на все жизненно важные функции.

Если в какой-то момент преимущество оказывается на стороне «плохих» микробов, это может привести к депрессии, ожирению и даже к раннему Альцгеймеру. И, наоборот, полезные бактерии для профилактики заболеваний, поддерживают интеллект и иммунитет. У всех долгожителей «второй мозг» в отличном состоянии.

Кишечник играет огромную роль в работе иммунной системы. Микробы, попадая в организм, должны пройти через него. Но он способен заблокировать их дальнейшее распространение. Таким образом, кишечник останавливает размножение микробов, а иммунная система с помощью антител убивает их.

Симптомы заболеваний кишечника

Кишечник делится на тонкую и толстую кишку. Каждой из них соответствуют свои заболевания. Но симптомы могут быть как общими, так и характерными для определенной локализации.

Проблему с кишечником можно заподозрить по следующим симптомам:

• Расстройства стула (запоры и поносы);
  • Вздутие живота, урчание в нем;
  • Посторонние примеси в кале (кровь, слизь, гной);
  • Ложные позывы на опорожнение;
  • Резкое похудение;
  • Слабость, быстрая утомляемость;
  • Чувство вздутия, тяжести;
  • Повышенное газообразование;
  • Повышенное или пониженное артериальное давление.

Симптомы болезней тонкой кишки:

• Боль в области пупка. Может возникнуть через несколько часов после приема пищи;
  • Звуки «переливания» в животе;
  • Повышение температуры (при воспалительных заболеваниях);
  • Тошнота, рвота. Возникает через несколько часов после еды;

При давнем течении болезни также могут краснеть глаза и снижаться зрение, кожа становится сухой, а ногти ломкими, возникают частые головные боли.

Симптомы болезней толстой кишки:

• Сильная или тупая боль в животе, которая локализуется по бокам. Не связана с приемом пищи и часто возникает под вечер;
  • Частая отрыжка;
  • Металлический привкус во рту;
  • Недержание газов.

Причины возникновения заболеваний кишечника

Заболевания кишечника могут иметь разную природу: инфекционную, двигательную, иммунную, опухолевую, аллергическую.

Основные причины:

• Наследственность. Склонность к заболеваниям кишечника может передаваться на генетическом уровне.
  • Инфекции. Кишечными инфекциями называют целую группу заболеваний, самое безобидное из которых – пищевое отравление. Из особенно опасных можно выделить холеру, брюшной тиф, сальмонеллез. Кишечная инфекция бывает бактериальной и вирусной. Изо рта микробы попадают в желудок, а затем в кишечник, где начинают усиленно размножаться. После попадания микробов в организм начинается бессимптомный инкубационный период, который может продолжаться до двух суток. Затем появляются симптомы кишечной инфекции, вызываемые как самими микробами, так и выделяемыми ими токсинами. Чаще всего возбудителями инфекционных заболеваний становятся немытые руки, грязная посуда, сырая вода, плохо вымытые овощи и фрукты, продукты с истекшим сроком годности. Протекают они остро, вызывая воспаление слизистой и влияя на общее состояние человека.
  • Паразиты. Самые известные их «представители» – глисты. Они попадают в организм через ротовую полость, как правило, через плохо обработанную пищу. Например, суши, которые изготавливаются из сырой рыбы.
  • Аллергия на разные продукты питания. Чаще проявляется у детей. Например, на молочные продукты или цитрусовые.
  • Несбалансированный рацион. Острая, сырая еда вызывает энтериты, колиты. Частое употребление молочных продуктов, углеводов (макароны, белый хлеб) может стать причиной запоров.
  • Курение и алкоголь. Они ограничивают поступление кислорода в нужном количестве к кишечным стенкам.
  • Гиперактивность иммунной системы. Иногда во время борьбы с вирусами и бактериями антитела иммунитета уничтожают не только их, но и стенки кишечника.
  • Медикаменты. Антибиотики негативно влияют на кишечную микрофлору, нарушая процесс всасывания полезных веществ.
  • Отсутствие физической нагрузки. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, то перистальтика кишечника (сокращение его стенок, помогающее продвигать пищу) становится менее активной. Также отсутствие физической нагрузки может способствовать появлению геморроя.
  • Стресс. Так как мозг и кишечник постоянно взаимодействуют, то стресс способен отрицательно влиять на усвоение питательных веществ, а также он снижает метаболизм и уменьшает выработку полезных ферментов.
  • Лишний вес. Он повышает риск колоректального рака (опухоли толстого кишечника) в 1,5 раза.
  • Хронические заболевания (язвенный колит, болезнь Крона).
  • Дефицит жидкости. Может привести к запорам.
  • Поражение соседних органов. Например, если человек хронически болеет гастритом, патология может перейти в кишечник, став причиной гастроэнтерита.
  • Ядовитые вещества. Работу слизистой, в частности, нарушают мышьяк, фосфор, свинец.

Распространенные заболевания кишечника

Колит

Колит - это ряд болезней, при которых наблюдаются воспалительные процессы, поражающие слизистую оболочку толстой кишки, в результате чего кишечник не может нормально функционировать.

В толстой кишке живут не только полезные бактерии, помогающие перерабатывать пищу, но и патогенные, которые обладают токсическим действием. Если в результате болезни кишечника или употребления некачественной пищи число патогенных бактерий превышает полезные, это может способствовать возникновению колита.

К болям обычно приводит употребление продуктов, раздражающих толстую кишку: маринады, консервы, цитрусовые, капуста, алкоголь. Колит может быть вызван и другими заболеваниями: гастритом, холециститом, подагрой. При обострении хронического заболевания колит переходит в острую форму.

Симптомы воспаления толстого кишечника мало чем отличаются от других подобных заболеваний. Поэтому только анализы и диагностическое обследование помогут верно поставить диагноз.

Синдром раздраженного кишечника

Так обозначают функциональное нарушение в работе кишечника, возникающее на почве психологических или иных проблем.

Симптомы синдрома раздраженного кишечника:

• Боль в животе, которая может менять свою локализацию;
  • Нарушения стула (понос или запор);
  • Нарушения со стороны нервной системы и психологического состояния (быстрая утомляемость, слабость, нарушения сна).

Относится к сложно диагностируемым болезням. Чтобы его выявить, необходимо исключить все патологии кишечника. Встречается у женщин в 2-3 раза чаще, чем у мужчин.

Болезнь Крона

Это воспалительное заболевание как тонкого, так и толстого кишечника. Поражает полость рта, пищевод, желудок. Основные симптомы - потеря веса, поскольку у больных поражен тонкий кишечник, и пища плохо усваивается, а также диарея и поносы (часто с кровью), боли в животе.

Болезнь Крона носит аутоиммунный характер, когда иммунитет поражает здоровые ткани. Ворсинки кишечника разрушаются иммунными клетками. В кишечнике образуется язва.

Эта болезнь влияет на мозг, выделяя цитокины (химические вещества, которые вызывают воспалительный процесс). Это вызывает заторможенность.

Рак кишечника

Рак кишечника занимает третье место в «рейтинге» распространенных онкозаболеваний. Злокачественная опухоль может появиться в любом отделе кишечника. Рак толстой кишки называют колоректальным. Часто он может развиваться из доброкачественных образований на стенке кишки – полипов. И под воздействием химических и физических факторов превращается в раковую опухоль.

Первое, что должно насторожить человека – это кровь в кале, запоры, ощущение неполного опорожнения кишечника, схваткообразные боли в животе, резкое снижение веса без видимых причин.

Диагностика заболеваний кишечника

Вылечить кишечник можно после диагностики, позволяющей оценить его состояние и строение:

• Консультация врача-гастроэнтеролога. На приеме специалист проведет анамнез пациента: выслушает жалобы, спросит про образ жизни, питание, назначит необходимые анализы и исследования.
  • Анализ крови. Увеличение некоторых показателей может соответствовать определённым недугам кишечника. Например, увеличение эозинофилов наблюдается при заражении глистами.
  • Анализ мочи и кала. Например, анализ на фекальный кальпротектин поможет диагностировать болезнь Крона.

Инструментальные методы:

• Колоноскопия. Многие опасаются этой процедуры, но на сегодняшний день она может проводится под наркозом без малейших болевых ощущений. Помимо этого, колоноскопия является самым эффективным способом исследования толстой кишки.
  • Эндоскопия. При помощи эндоскопа врач имеет возможность оценить состояние тонкой кишки.
  • Ректоскопия. Безболезненный метод исследования, позволяющий увидеть патологии на глубине 25-30 см от анального отверстия.
  • Гастроскопия (ФГДС). Проводится с помощью гибкого эндоскопа, что позволяет осмотреть изнутри желудок, пищевод и двенадцатиперстную кишку. Считается одним из самых эффективных методов исследования ЖКТ.
  • Ирригоскопия с использование контрастного вещества. Во время процедуры в прямую кишку вводят контрастное вещество, после чего проводят рентгенографию. Эта процедура позволяет исключить наличие опухолей, перфорации и стеноза стенок кишечника.
  • Ректально-пальцевое обследование. В процессе такого осмотра врач может исключить или подтвердить такие недуги, как геморрой, проктит, анальные трещины.
  • Компьютерная томография (КТ) и магнитно- резонансная томография (МРТ). Эти виды исследования применяются по строгим показаниям.
  • Капсульная эндоскопия. Это самый новейший метод исследования желудочно-кишечного тракта. Считается неинвазивным и безболезненным. Суть состоит в том, что пациент проглатывает очень маленькую капсулу с камерой, а потом направляется в дневной стационар для наблюдения в течение 8-12 часов.

Лечение заболеваний кишечника в Expert Clinics

Expert Clinics предлагает комплексную медицинскую помощь пациентам, страдающим различными заболеваниями кишечника. В нашей клинике работают высококвалифицированные врачи с уникальными знаниями, подкрепленными многолетней практикой, как в России, так и за рубежом.

Стоит сказать, что не нужно бояться проверять кишечник. Современные методы помогают безболезненно диагностировать его состояние.

Доктора Expert Clinics обладают знаниями из области интегративной антивозрастной и биомедицины, и способны обнаружить болезнь на ранних стадиях и приступить к ее лечению в кратчайшие сроки без очередей, стресса и в комфортных условиях.

А главное, лечение кишечника и его восстановленное здоровье повысит тонус всего организма и значительно улучшит ваше самочувствие.

стоимость рассчитывается индивидуально Лечение заболеваний кишечника