Лечение гипертиреоза

Гипертиреоз щитовидной железы

Гипертиреоз (тиреотоксикоз) – это клинический синдром, обусловленный избыточным содержанием тиреоидных гормонов (Т3, Т4) щитовидной железы в крови и их токсическим действием на органы и ткани. Гормоны щитовидной очень важны для организма, потому что участвуют во всех обменных процессах (рост и деление клеток, созревание органов, контроль обмена веществ). Если их недостаточно, то происходит «замедление» функций, и возникает гипотиреоз. Если их становится слишком много, то это уже приводит к гипертиреозу, который ведет к многочисленным проблемам: ломкость костей, проблемы с сердцем, бесплодие.

Поэтому своевременная диагностика и лечение гипертиреоза жизненно необходимы для каждого человека.

Формы тиреотоксикоза

Выделяют три степени тяжести тиреотоксикоза:

1. Субклинический. В этом случае клиническая картина стертая. Но гормональные исследования показывают сниженный уровень ТТГ при нормальных уровнях Т3, Т4.

2. Манифестный. Характеризуется развернутой клинической картиной: сниженный уровень ТТГ, высокий уровень Т3, Т4.

3. Осложненный. На этом этапе уже имеются тяжелые осложнения (фибрилляция предсердий, сердечная и надпочечниковая недостаточность и другие изменения).

Причины заболевания

В большинстве случаев гипертиреоз развивается вследствие патологий щитовидной железы. Поэтому к основным причинам его появления относят:

1. Диффузный токсический зоб (Базедова болезнь). Это аутоиммунное заболевание, при котором происходит избыточная секреция тиреоидных гормонов и отравление ими ткани щитовидной железы.

2. Токсическая аденома. Это доброкачественная опухоль, образованная патологическим разрастанием железистых клеток с четкими контурами и выделенной капсулой. Эта опухоль выделяет большое количество тиреоидных гормонов и имеет яркую клиническую картину.

3. Узловой/многоузловой токсический зоб. Это увеличение щитовидной железы с присутствием в её структуре узловых включений.

4. Аутоиммунный тиреоидит. Это хроническое воспалительное заболевание щитовидной железы.

5. Подострый тиреоидит. Это инфекционное заболевание щитовидной железы с деструкцией тиреоцитов.

6. Послеродовой тиреоидит. Это транзиторное воспалительное заболевание щитовидной железы. Развивается в течении года после родов.

Также гипертиреоз могут вызывать некоторые заболевания:

• Аденома гипофиза (опухоль железистой ткани гипофиза);

• Генетическая резистентность к гормонам Т3, Т4 (возникает из-за мутации генов);

• Хорионэпителиома (злокачественная опухоль).

Существуют различные форма гипертиреоза:

• Гиперпродукция тиреоидных гормонов (например, разрастание ткани щитовидной железы, в результате чего выделяется избыток гормонов Т3, Т4).

• Деструктивный. Развивается в результате разрушения фолликулов щитовидной железы, из-за чего также выходит большое количество тиреоидного гормона.

• Медикаментозный. Является следствием передозировки препаратов тиреоидных гормонов.

Разберем механизм зарождения заболевания более подробно на примере аутоиммунного тиреоидита. В организме возникает нарушение. Иммунная система человека вырабатывает антитела. Но клетки «щитовидки» видят в них не союзников, а врагов. Воздействуя на гормонально-активные клетки щитовидной железы, антитела вызывают деструктивные изменения в тиреоцитах.

Из разрушенного фолликула выходят Т3, Т4 выше нормы. Они начинают отравлять весь организм. По принципу обратной связи они действуют на гипофиз, который в свою очередь, выделяет меньшее количество тиреотропного гормона (ТТГ). Таким образом, если из разрушенных тиреоцитов выделяется большое количество гормонов, то возникает гипертиреоз. Если их запасы истощаются, то – гипотиреоз.

Симптомы гипертиреоза

Клиническая картина тиреотоксикоза характеризуется изменениями метаболизма и может выглядеть так:

• Повышение основного обмена веществ;

• Снижение веса, несмотря на хороший аппетит и достаточный прием пищи;

• Боли в животе;

• Системная диарея.

Гипертиреоз нарушает работу центральной нервной системы, поэтому у человека возникает:

• Тревожность, нервозность;

• Частое нарушение сна;

• Эмоциональная лабильность (неконтролируемый гнев, желание спорить, что-то доказать);

• Тремор (неконтролируемые движения частей тела).

Также характерны сердечно-сосудистые симптомы:

• Тахикардия;

• Аритмия;

• Хроническая сердечная недостаточность.

Практически у половины пациентов с гипертиреозом обнаруживаются серьёзные офтальмологические изменения:

• Синдром Кохера (отставание верхнего века от радужки глаза при взгляде вниз);

• Синдром Грефе (паралич двигательных глазных мышц);

• Пучеглазие.

Также у женщин, как правило, нарушается менструальный цикл, а у мужчин снижается потенция.

Диагностика гипертиреоза щитовидной железы

Диагностика гипертиреоза

Для диагностики гипертиреоза больному, в первую очередь, необходимо обратиться к врачу-эндокринологу или к врачу антивозрастной медицины. Он соберет анамнез на основании жалоб пациента и его внешних показателей. Далее всё зависит от формы и продолжительности заболевания.

Общий план диагностики выглядит так:

• Общий и биохимический анализ крови (при гипертиреозе свободные Т3 и Т4 повышаются, а ТТГ уменьшается);

• Анализ мочи;

• УЗИ щитовидной железы. Оно обнаруживает, например, узловые образования;

• ЭКГ и эхокардиография (УЗИ, которое показывает изменения сердца и его клапанного аппарата);

• МРТ (магнитно-резонансная томография), КТ (компьютерная томография);

• УЗИ органов малого таза;

• Рентгеноскопия пищевода и желудка с барием (белый безвкусный порошок, который позволяет получить более детальные результаты исследования).

Лечение гипертиреоза в Expert Clinics

Лечение гипертиреоза

Лечение гипертиреоза (избыточной активности) щитовидной железы требует основательного и комплексного подхода. Варианты выравнивания функции этого важнейшего органа могут быть разными:

• Консервативное лечение предполагает назначение тиреостатиков (тиамазол, пропицил), чтобы затруднить накопление йода.

• Тиреотоксикоз часто сопровождаются поражением других органов, поэтому очень важна симптоматическая терапия. Например, при поражении сердца назначаются Б-адреноблокаторы.

• При тяжелом длительном течении заболевания при наличии симптомов надпочечниковой недостаточности показан прием преднизолона.

• Лечение радиоактивным йодом. Радиация, попадая в щитовидную железу, уменьшает, либо полностью разрушает её. Такие меры необходимы для хорошего самочувствия пациентов. Что касается других органов, то они не подвергаются воздействию йода.

• Оперативное вмешательство рекомендуется при загрудинном расположении зоба, а также при отказе пациента от терапии радиоактивным йодом.

Опытные врачи Expert Clinics выявляют признаки гипертиреоза даже на самых начальных стадиях. После первичной консультации врач назначит необходимые исследования, и на основе результатов распишет оптимальную схему лечения. В более запущенных случаях доктор может организовать медицинский консилиум с коллегами, в том числе, зарубежными для определения стратегии комплексного лечения.

Независимо от стадии заболевания, врачи Expert Clinics составят оптимальную стратегию лечения и добиваются стабильного результата в динамике.

Услуга Цена, руб.
Консультация врача-эндокринолога 5 000
Консультация врача-эндокринолога AntiAge 10 000
  • Основатель и руководитель сети Expert Clinics,
    К.м.н., врач акушер-гинеколог, врач биорегенеративной и антивозрастной медицины, пластический хирург.

Стаж – 25 лет
  • Консультант Expert Clinics,
    врач-эндокринолог, эксперт антивозрастной медицины.
  • Консультант Expert Clinics,
    врач акушер-гинеколог,
    Президент международного общества по липопластике (ISL).
  • К.м.н, врач-дерматокосметолог, сертифицированный тренер по нитевым технологиям Luxeface (by A Swiss Group), врач антивозрастной медицины.

Стаж – 28 лет
  • Врач-уролог, андролог, врач УЗ-диагностики, врач антивозрастной медицины.

Стаж – 22 года
  • Врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, врач УЗ-диагностики, специалист эстетической гинекологии.

Стаж – 19 лет
  • К.м.н, врач-дерматовенеролог, косметолог, главный редактор журналов «Эстетическая медицина» и «Les Nouvelles Esthetiques».

Стаж – более 25 лет